Образы Норвегии. Концерт к 170-летию со дня рождения Эдварда Грига

Начало: 
пятница, октябрь 18, 2013 - 19:00
Место проведения: 
Большой зал консерватории
При участии: 

Дирижёр: Артур Арнольд (Нидерланды).

Солист: лауреат международных конкурсов, композитор, Никита Мндоянц.

В концерте принимает участие Народный артист России, лауреат Государственной премии РФ Аристарх Ливанов (художественное слово).

В программе: 

- Григ

Две элегические мелодии для струнного оркестра, соч. 33, 34

Концерт для фортепиано с оркестром, соч. 16

- Рябов

«В стране полночного солнца» – норвежская сюита для симфонического оркестра, соч. 82

Эдвард Хагеруп Григ (15 июня 1843 — 4 сентября 1907) — норвежский композитор периода романтизма, музыкальный деятель, пианист, дирижёр. Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры. Эдвард Григ родился и провёл молодость в Бергене. Город славился национальными творческими традициями, особенно в области театра: здесь начинали свою деятельность Генрик Ибсен и Бьёрнстьерне Бьёрнсон. В Бергене родился и долго жил Оле Булл, который первым заметил музыкальный дар Эдварда (сочинявшего музыку с 12 лет) и посоветовал родителям определить его в Лейпцигскую консерваторию, что и состоялось летом 1858 года. 
Окончив консерваторию, образованный музыкант Эдвард Григ возвратился в Берген с горячим желанием работать на родине. Однако пребывание Грига в родном городе на этот раз было недолгим. Талант молодого музыканта не мог совершенствоваться в условиях слабо развитой музыкальной культуры Бергена. В 1863 году Григ едет в Копенгаген — центр музыкальной жизни тогдашней Скандинавии.
В Копенгагене Григ нашёл интерпретатора своих произведений, певицу Нину Хагеруп, ставшую вскоре его женой. Творческое содружество Эдварда и Нины Григ продолжалось в течение всей их совместной жизни. Тонкость, артистизм, с которыми певица исполняла песни и романсы Грига, были тем высоким критерием их художественного воплощения, которое всегда имел в виду композитор, создавая свои вокальные миниатюры.
Среди самых знаменитых произведений Грига — Концерт для фортепиано с оркестром ля минор op. 16, а также две сюиты из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». В первую сюиту вошли пьесы «Утро», «Смерть Озе», «Танец Анитры», «В пещере горного короля», во вторую — «Жалоба Ингрид», «Арабский танец», «Возвращение Пера Гюнта на родину» и «Песня Сольвейг». 
Григ опубликовал 637 песен и романсов. Посмертно издано ещё около двадцати пьес Грига. В своей лирике он обращался почти исключительно к поэтам Дании и Норвегии, и изредка к немецкой поэзии  (Г. Гейне, А. Шамиссо, Л. Уланда). Композитор проявлял интерес к скандинавской литературе, и в особенности к литературе родного языка.
Григ скончался в родном городе — Бергене — 4 сентября 1907 года в Норвегии. Композитор похоронен в одной могиле с женой Ниной Хагеруп.
 
Концерт для фортепиано с оркестром ля минор op. 16, одно из самых знаменитых и часто исполняемых сочинений Эдварда Грига, создан композитором в 1868 году во время пребывания в Дании.
Фортепианный концерт Грига — одно из выдающихся произведений этого жанра в европейской музыке второй половины XIX века. Лирическая трактовка концерта приближает произведение Грига к той ветви жанра, которая представлена фортепианными концертами Шопена и особенно Шумана. Близость к концерту Шумана обнаруживается в романтической свободе, яркости выявления чувства, в тонких лирико-психологических нюансах музыки, в ряде композиционных приемов. Однако национальный норвежский колорит и характерный для композитора образный строй произведения обусловили яркое своеобразие григовского концерта.
Три части концерта соответствуют традиционной драматургии цикла: 
драматический «узел», романтический порыв чувств, светлая лирика, утверждение волевого начала — это образный строй и линия развития образов в первой части, лирическая сосредоточенность во второй, народно-жанровая картина в третьей.
Концерт отличается ярким национальным своеобразием музыки, виртуозной партией фортепиано, по мощи и гамме выражаемых настроений приближающейся к оркестровому звучанию. Это произведение получило высокую оценку Ференца Листа, чуткого к самобытности, первым оценившего талант многих великих композиторов.
Премьера концерта состоялась 3 апреля 1869 года в Копенгагене.