- Русский
- English
От Армиды до кикиморы
Московский симфонический оркестр под управлением Владимира Зивы извлек из прошлого несколько музыкальных раритетов.
Московский симфонический оркестр в Большом зале Консерватории исполнил новую программ. Тот, кто побывал в субботу в Большом зале консерватории (БЗК), получил тройное удовольствие. Во-первых, услышал МСО — уже удача. Уровень оркестра на сегодняшний день таков, что для блистательной «разработки» новой программы порой бывает достаточно нескольких репетиций. И это предмет справедливой гордости дирижера Владимира Зивы. Во-вторых, игру Александра Рудина, одного из лучших виолончелистов мира, можно сравнить разве что с игрой Ростроповича. В-третьих, программа концерта вызвала повышенный интерес даже у искушенных меломанов. Оркестранты решили преподнести публике несколько редкостей. А именно: «Павильон Армиды» Черепнина, Концерт для виолончели с оркестром Дворжака и симфонические миниатюры Лядова — «Кикимору» и «Бабу-Ягу».
Вообще-то открытие раритетов — тенденция последних лет. Валерий Полянский, к примеру, возродил музыку Шостаковича к фильму «Новый Вавилон» и напомнил публике о существовании Гречанинова, поставив «Сестру Беатрису». А Сергей Стадлер извлек на свет божий каприсы Львова. Выбранный Владимиром Зивой шедевр Черепнина — импрессиониста и великого мастера инструментовки — также покрыт благородной патиной и почитаем музыковедами. Ведь «Павильон Армиды» открывал один из первых балетных сезонов Дягилева в Париже. Правда, оглушительного фурора, как Стравинский, Черепнин в Париже не произвел, однако вызвал тихое восхищение и надолго запомнился. Но в советское время ему не повезло. Исполнение композиторов-эмигрантов в СССР не приветствовалось, даже Сергей Рахманинов, и тот, скажем так, не был «рекомендован». «Павильон Армиды» не переиздавался аж с 1917 года. Сейчас МСО пользуется нотами лейпцигского музыкального издательства Беляева.
С нетерпением ожидала публика и симфонические миниатюры Лядова — композитора, получившего среди критиков и исполнителей прозвище Ленивый Гений. Владимир Зива рассказывает: «Люди приезжали домой к Лядову специально, чтобы затащить его в консерваторию. Представляете, он, профессор, просто не хотел заниматься. Талант огромный, а написал до обидного мало. К тому же у Лядова многие сочинения длятся всего 3-4 минуты». Но какие шедевры оставил нам этот «бездельник» и «лентяй»! И «Кикимору», и «Бабу-Ягу» сегодня проходят в консерваториях в обязательном порядке. Сказочные образы в исполнении музыкантов МСО почти осязаемы. Да и артистичнее Владимира Зивы сегодня, пожалуй, не найти дирижера — кажется, он не за пультом, а на сцене. Вступление рисует царство кудесника в каменных горах, затем звучит песня Кота-баюна, тихо качается «хрустальчатая колыбелька» маленькой Кикиморы, а дальше мелодия «рисует» ее хитрое кривлянье, злой смех и проказы...
Кстати, в ближайших планах у МСО — встреча Нового года в Китае, стране не менее сказочной, чем черепнинские инструментовки и сюжеты лядовских миниатюр.
Евгений Белжеларский, «Искусство, Художественный дневник», Итоги № 50 (444) 14 декабря 2004.