Русские Мастера

Начало: 
среда, март 19, 2014 - 19:00
Место проведения: 
"Московская консерватория им. П.И. Чайковского", Большой зал
При участии: 

Московский Симфонический Оркестр - Артур Арнольд, Дирижер

Михаил Петухов - Фортепиано

 

М.И. Глинка - Увертюра "Руслан и Людмила"

 А.Г. Рубинштейн - Концерт для фортепиано с оркестром №4

~

 П.И. Чайковский - Симфония №5

М.И.Глинка: Увертюра "Руслан и Людмила"

GlinkaМихаил Иванович Глинка (1804 - 1857) – великий русский композитор, основоположник национальной композиторской школы родился 20 мая 1804 года в Новоспасском Смоленской губернии. Сочинения Глинки оказали сильное влияние на последующие поколения композиторов, в том числе на А. С. Даргомыжского, членов «Могучей кучки», П.И. Чайковского, развивавших в своей музыке его идеи. 

Множество произведений в биографии композитора Глинки были написаны во время заграничных поездок. Песен и романсов Глинки насчитывается около 20.

Также он написал 6 симфонических, несколько камерно-инструментальных произведений, две оперы.

«Первую мысль о Руслане и Людмиле подал мне наш известный комик Шаховский… На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей «Руслан и Людмила», сказал, что он бы многое переделал; я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить это намерение.» М.И. Глинка

Работа над оперой началась в 1837 году и шла в течение пяти лет с перерывами. Глинка приступил к сочинению музыки, не имея готового либретто. Из-за смерти Пушкина он был вынужден обратиться к другим поэтам, в том числе любителям из числа друзей и знакомых — Нестору Кукольнику, Валериану Ширкову, Николаю Маркевичу и другим.

Премьера оперы состоялась 9 декабря 1842 года на сцене Большого театра в Петербурге.

 

П.И. Чайковский - Симфония № 5 ми минор, соч. 64

Более десяти лет отделяют Четвертую симфонию от Пятой, за это время создаются разные жанровые произведения, которые наполнены драматизмом и лиризмом, свойственными его сочинениям. В Пятой симфонии виден симбиоз драмы и трагедии, отступление от своего основного лирико-психологического направления, ставятся более глубокие философские вопросы, вновь открыта тема судьбы и рока, сам автор делал такие выводы: «Мотив всех умствований – есть чисто личное чувство уходящей жизни и страх смерти». В данной формулировке можно увидеть, в каких тяжелых душевных напряжениях работал Чайковский.

С мая по август 1888 года Чайковский создает свою Пятую симфонию, данный период весьма напряженный для него, это и выступления в Москве, и поездка по Европе с посещением музыкальных центров - Лейпциг, Гамбург, Прага, Берлин, Париж, Лондон давая в них концерты.

Премьера Пятой симфонии состоялась 5 ноября 1888 года в Петербурге, дирижировал сам автор, отзывы критиков были не однозначны. Чайковский считал Пятую симфонию слабее предыдущей, а поэтому и не удавшейся, в частности из письма к Н.Ф. фон Мекк: «Сыграв мою новую симфонию два раза в Петербурге и раз в Праге, я пришел к убеждению, что симфония эта неудачна. Есть в ней что-то такое отталкивающее, какой-то излишек пестроты и неискренности, деланности. И публика инстинктивно сознает это. Мне было очень ясно, что овации, коих я был предметом, относились к моей предыдущей деятельности, а сама симфония неспособна увлекать или, по крайней мере, нравиться. Сознание всего этого причиняет мне острое, мучительное чувство недовольства самим собою. Неужели я уже, как говорится, исписался, и теперь могу только повторяться и подделываться под свою прежнюю манеру?». Из последней фразы: «под свою прежнюю манеру», Чайковский как бы дает понять, что вновь была поднята тема – судьбы и рока к которой он обращался в Четвертой симфонии, поэтому душевные смятения не покидали композитора. Лишь весной 1889 года, после исполнения её в Гамбурге, композитор поменял свое мнение и счел за ним ряд очевидных достоинств.