Увертюра в руинах

Музыканты спасают памятник архитектуры

Уже второй год подряд Московский Симфонический Оркестр проводит фестиваль «Музыка в Архангельском: возрождение традиции». От прочих аналогичных мероприятий фестиваль отличается и целью, и местом проведения. Оркестр под руководством Владимира Зивы все лето собирает публику на открытом воздухе — в музее-усадьбе «Архангельское». Фестиваль благотворительный. Собранные средства идут на восстановление уникального памятника русской архитектуры. Деятели культуры пытаются сохранить то, что истребляется с согласия государства.

«Архангельское» — памятник и архитектурный, и художественный, и природный, и исторический. В России немного уцелело подобных мест. Усадьба была построена в конце XVIII в. и до 1809 г. принадлежала князьям Голицыным. Затем ее купил знатный вельможа, меценат, коллекционер князь Юсупов. Приобрел князь усадьбу, по собственному признанию, «для веселья, не для прибыли». Дворцы и павильоны «Архангельского« в разное время строили великие архитекторы — Герн, Тромбаро, Петтонди, Гонзага, Бове. Вкус у князя Юсупова был отменный. Потому одно из лучших в мире собраний парковой мраморной скульптуры — в его усадьбе. Театр, построенный по проекту итальянского архитектора Гонзага, до сих пор значится во всех путеводителях. От Юсупова нам осталась уникальная библиотека, в которой более 16 000 томов, знаменитый юсуповский фарфор, коллекция живописи западно-европейских мастеров. Усадьба Юсупова — это почти 700 гектаров прекрасного леса, пруды, аллеи парка, по которым гуляли Карамзин, Пушкин, Вяземский, Герцен, Огарев. Тогда еще Архангельское писалось без кавычек, не находилось под формальной охраной государства и было в отличном состоянии. Сегодня осталось лишь гордое звание федерального памятника, за кавычками которого — руины и грязная возня за лакомые куски Подмосковья.

Между обороной и арендой

То, что Архангельское — вотчина Юсуповых, до недавнего времени знали только специалисты. Для советского населения «Архангельское» было и есть Центральный военный клинический санаторий Министерства обороны РФ. В 1996 г. руины усадьбы выделили в музей «Архангельское». Вся инфраструктура — телефоны, гаражи, трансформаторная подстанция, котельная — осталась у военных. Совместное пользование получается плохо. Минобороны — хозяин крепкий, своего не упустит.

Находящийся на территории музея-усадьбы храм Михаила Архангела, с одной стороны, приписан к музею как памятник архитектуры, с другой — принадлежит церкви. Тоже не самая удобная ситуация.

Государство делает вид, что ремонтирует усадьбу, уже лет пятнадцать. Всемирный фонд памятников несколько лет подряд включает «Архангельское» в список 100 выдающихся памятников мира, остро нуждающихся в помощи. Острота от этого меньше не становится. Ежегодно выделяемых государством средств хватает только на то, чтобы не дать усадьбе разрушиться окончательно. По подсчетам специалистов, для приведения «Архангельского» в порядок в течение ближайших 4-5 лет необходимо финансирование ремонтно-реставрационных работ примерно в 5 раз большее, чем выделяет Министерство культуры России. Иначе лет через двадцать реставрировать будет просто нечего.

У музея-усадьбы есть попечительский совет. В него входят Галина Вишневская, Святослав Бэлза, Михаил Пиотровский, Александр Калягин, Эльдар Рязанов и т. д. Перечисление званий и регалий каждого из этих людей заняло бы слишком много места. Вместе они — гордость нации. Это не громкие слова, а констатация факта. Попечительский совет регулярно обращается во все инстанции — от министерства до президента — с просьбой профинансировать скорейшее восстановление исторической и культурной ценности — музея-усадьбы «Архангельское»; объясняет, какие здесь можно было бы проводить замечательные выставки, театральные и музыкальные фестивали, другие престижные мероприятия международного уровня. Мне, например, эти объяснения кажутся очень понятными, доходчивыми. Так же ясно, кажется, что «Архангельское» должно получить статус заповедника, тогда его природу удастся сохранить и разумно использовать еще многим поколениям россиян. Но, видимо, мы с властями как-то по-разному мыслим. Денег нет, статуса, тоже.

Зато есть хваленая российская смекалка и предприимчивость. Лесу вокруг непосредственно усадебных строений — за день не обойти. Места красивые. Вот и решило Главное управление природных ресурсов Минприроды РФ по Московской области объявить конкурс на получение в аренду сроком на 49 лет лакомых кусочков от заповедных юсуповских лесов. Против этого конкурса выступали министерства культуры России и Московской области, областной арбитражный суд, директор музея-усадьбы «Архангельское» Владимир Длугач, попечительский совет и т. д. Несмотря на многочисленные протесты, конкурс состоялся. Теперь три частных компании получили 46 га лесов Подмосковья в аренду на 49 лет по $3000 за гектар. Цена удивительная. Любая помойка в окрестностях Москвы стоит на порядок дороже. Но государство наше может быть щедрым. Когда хочет. Очень изящна и формулировка целей аренды — «для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей». То есть про коттеджи ни слова. А входит или не входит в культурно-спортивно-туристические цели домик, банька при нем, кортик теннисный, гаражик небольшой, еще чего по мелочи — это уж каждый сам решает. Увидим через 49 лет. Хотя вроде бы обещала вмешаться прокуратура.

Пока же судьбой памятника культуры более всего обеспокоены деятели культуры. Они и пытаются реально помочь «Архангельскому» выжить.

Родничок по имени Зива

Фестиваль, который проводит Московский Симфонический Оркестр, продолжает сразу две давние российские традиции — благотворительности и музыки на открытом воздухе. С 1838 г. в Санкт-Петербурге в Павловском музыкальном вокзале для публики играли симфонические оркестры. В Архангельском музыка звучала в свое время в исполнении Стравинского и Игумнова. Владимир Зива замыслил масштабный проект — все концерты в рамках фестиваля проходят на парадном дворе Большого дворца усадьбы. Сам дворец стоит в строительных лесах, но пространство перед ним дает изумительную акустику и массу впечатлений, невозможных ни в одном концертном зале.

Вообще, прекрасная сумасшедшинка — отличительная черта всего, что делает Владимир Зива. Владимир Петрович — выпускник сразу двух старейших российских консерваторий: Ленинградской и Московской. Зива руководил академическим симфоническим оркестром Нижегородской филармонии. Совместно с Борисом Покровским Зива поставил оперу «Братья Карамазовы» Холминова в Московском камерном музыкальном театре, затем оперу «Безумец« Ландовского в Санкт-Петербургском театре оперы и балета им. Мусоргского.

Заслуженный деятель искусств России, лауреат Госпремии дирижер Владимир Зива гастролировал в США, Германии, Болгарии, Франции, Испании, Греции. Ныне руководит Московским Симфоническим Оркестром.

О Зиве много спорят. Одни считают его виртуозом, другие упрекают в излишней легкости, даже легковесности. На мой взгляд, Владимир Зива за дирижерским пультом — это отдельный драматический спектакль. Владимир Петрович невероятно артистичен, эмоционален. От музыки, рожденной движением его руки, остается ощущение легкости, вечного праздника.

Фестиваль в Архангельском начался еще в первой половине июня концертом «Музыка Вены». Главной в тот вечер была музыка Иоганна Штрауса — невесомая, воздушная, написанная будто специально для тенистых аллей старого парка.

«Мы сознательно не играем сочинений, требующих специального погружения, — объяснил „Фокусу“ Владимир Зива. — Только парковая музыка. Гендель же написал „Музыку на воде“. Люди не скучают, это главное. В XX веке Россия была страшно избита, она устала от концепций. Сейчас время, когда необходимо хоть чему-то радоваться. Раньше иностранцы, побывавшие в России, говорили: „У вас сплошные военные мундиры и хмурые лица“. Сегодня ситуация изменилась. Мне хочется дать людям хотя бы родничок радости. Искусство — это удовольствие и боль. Но сколько боли может выдержать одна нация! Вот мы и хотим дарить удовольствие».

Евгения Синева. «Русский фокус» № 25, стр. 76-79 от 12.07.2004. Публикация i21_7042 приведена не полностью.