Искусство победило российско-грузинский конфликт

Праздничный концерт, посвященный 100-летию со дня рождения двух композиторов — крупнейшего русского творца ХХ века Дмитрия Шостаковича и одного из основоположников грузинской композиторской школы Андрея Баланчивадзе, — состоялся 20 октября в Большом зале консерватории в рамках серии «Музыка звезд». В исполнении Московского симфонического оркестра, которым дирижировал американский маэстро Чарльз Ансбахер, и известного грузинского пианиста Александра Корсантия (ныне проживающего в США) прозвучали Первая симфония Баланчивадзе, «Праздничная увертюра» и Первый фортепианный концерт Шостаковича.

Торжественное мероприятие неожиданно для публики началось с мелкой пакости — некие «доброжелатели» распылили в фойе Консерватории слезоточивый газ из баллончиков. Видимо, кто-то пытался таким изощренным способом втянуть в российско-грузинский конфликт и сферу искусства. Но провокация провалилась — прикрывая лицо платками и кашляя, зрители мужественно продолжали проходить в зал.

Першение в горле забылось сразу, как только на экране стали показывать фрагменты документального фильма об Андрее Баланчивадзе «Расскажите о себе, маэстро». Публика моментально погрузилась в теплую атмосферу юности музыканта, время общения с Шостаковичем, Соллертинским и многими выдающимися людьми прошлого столетия.

Затем зазвучала Первая, си-минорная, симфония грузинского композитора, несмотря на свое «национальное» происхождение, написанная в лучших традициях русских эпических симфоний, идущих от Милия Балакирева, А.П. Бородина и Александра Глазунова к Николаю Мясковскому и Сергею Прокофьеву. Художник, впитавший многокрасочную, самобытную культуру своего народа, со всей любовью выразил это в средних — лирических — частях симфонии, где слышались и звуки горной природы, и зажигательное застольное пение — в изысканных попевках скрипок на выдержанных квинтах духовых. Обилие соло отдельных инструментов (валторна, флейта, труба, бас-кларнет и др.) не давало российским оркестрантам расслабиться, они с достоинством справились со всеми сложностями, управляемые крепкой рукой маэстро Ансбахера. Трагизм и эпичность финала напомнили о военной тематике симфонии, написанной в 1944 году, два года спустя после знаменитой Седьмой Шостаковича.

Второе отделение открылось блистательным, безукоризненным исполнением «Праздничной увертюры» Дмитрия Шостаковича, показавшим отличную форму Московского симфонического оркестра. Особенно порадовали группы медных и деревянных духовых — к сожалению, не всегда самое сильное место отечественных оркестров. Что касается американского маэстро, то его дирижерская манера явно была предельно понятна музыкантам, комфортно себя чувствующим даже с англоязычным дирижером (как сказал в перерыве один из оркестрантов, во время репетиций почти не было необходимости в словах).

Первый концерт для фортепиано Дмитрия Шостаковича, уже довольно «заигранный» в этом концертном сезоне, в ярком исполнении пианиста Александра Корсантия звучал свежо и убедительно. Точная и даже суховатая нюансировка, столь свойственная фортепианной манере игры самого Шостаковича, в сочетании с грузинским темпераментом артиста давали поистине взрывной результат. А обильные движения корпусом и мимика лица совсем не казались манерными, они только подчеркивали музыкальную мысль.

Публике не пришлось долго упрашивать аплодисментами — в творческом порыве маэстро повторил на бис третью часть концерта, исполнив ее с еще большим запалом и с еще большей импровизационной свободой, весело переглядываясь с трубачом, соло которого по своей виртуозности соперничает с партией фортепиано.

Отложив в сторону цветы, пианист прервал бурные овации и обратился к публике со словами: «Великая русская культура всегда оказывала и будет оказывать колоссальное влияние на грузинскую культуру. Грузия этим гордится. Спасибо, что пришли и проявили соучастие и лояльность к так называемому грузинскому вопросу».

Андрей Яночкин, InterMedia.